Помоему книга и методика сложна в понимание и применении. Но понимание как учиться можно потратить больше времени чем на неэфективное изучение языка. Кроме того у каждого могут быть свои методики которые в их случае помогут быстрее учить язык. Однако для общего понимания какие есть методики книгу стоит хотябы простмотреть.
Для начало обратите внимание на глук воспроизведения звука при озвучке текста. Обратите внимание как читаеться в конце «блоков слов» — совершенно не то что написано. (это несовершеность технологий озвучки)
Пример:
- Одним из приемов увеличения пропускной способности кратковременной памяти является образование блоков слов.
2. Одним из приемов увеличения пропускной способности кратковременной памяти является образование блоков-слов.
Но вот лайфхак, если после текст который воспроизводиться неправильно в скобках добавить тот «блоков слов (блоков слов)» , то воспроизодиться верно: (Вот так работают нейро сети, а переучить их сложно. Как им обяснить что Вы ошибаетесь инскуственный интелект 🙂 ? )
1. Одним из приемов увеличения пропускной способности кратковременной памяти является образование блоков слов (блоков слов).
блоков слов
из Книги «Как быстро выучить много немецких слов 2011г» — стр 73
1.6. Что дает фонематический блок?
- Слова, расположенные в фонематическом блоке, очень легко научиться читать. Действительно, вы знаете алгоритм и производите изменение только одного звука. При этом вы воспринимаете не отдельные буквы в слове, а слово целиком.
- При этом в блоке выявляются особенности написания слов. Иногда слова звучат одинаково, а пишутся по-разному. Фонетически блоки подчеркивают это различие, ставя такие слова рядом.
- Это сопоставление тоже осуществляется в фонематическом блоке. В русском языке гласные звуки не различаются по долготе, а в немецком долгота гласной является фонемой, т.е. от того, как вы произносите гласный звук, меняется их смысл. Например, kann — могу и der Kahn — чёлн / лодка.
- Слова фонематического блока очень легко запоминаются на немецком языке. Действительно, вы берете алгоритм блока и сами создаете слова. Остается только выучить соответствие / перевод этих слов на родной язык.
- Заучивание фонематических блоков вырабатывает у изучающего немецкий язык способность к образованию звуковых ассоциаций на немецком языке, а эта способность является неотъемлемым признаком мышления на иностранном языке. Немецкие слова должны вызывать в памяти остальные слова этого блока.
- Ассоциативные блоки используются для опознания слов. Вы слышите какое-то слово. Вы можете подобрать к нему фонематический блок. Как уже было сказано выше, в немецком языке очень много односложных слов, которые могут распознаваться в приведенных фонематических блоках.
- Использование фонематических блоков в сочетании с ассоциативным рядом слов дает вам возможность воспроизводить большое число слов наизусть (2000 слов, приведенных в трех рядах фонематических блоков).
Ассоциативный ряд слов описывается в разделе 3. В этом же разделе описывается и методика заучивания рядов фонематических блоков с использованием ассоциативного ряда слов.
2. Человеческая память и процесс обучения.
2.1 Долговременная и кратковременная память.
Психологи различают долговременную и кратковременную память. В кратковременной памяти новая информация может храниться в течение короткого времени (от 1 до 5 дней). Если эту информацию не освежить, то она улетучивается без следа. Если же ее неоднократно повторить, то информация переходит в долговременную память. Именно этот принцип заложен в пословице: «По- вторенье — мать ученья». Это совершенное устройство памяти. Информация, которая человеку не нужна, не перегружает долговременную память.
Особенностью кратковременной памяти является то, что у нее малый объем: одновременно кратковременная (оперативная) память может вмещать 7—10 единиц информации, если не использовать специальные приемы для прохождения этого узкого места в учебном процессе.
Одним из приемов увеличения пропускной способности кратковременной памяти является образование блоков слов (блоков слов). Дело в том, что и слово, и блок являются единицей информации. Однако если учить отдельные слова, то в кратковременную память входит 7—10 слов. А если это будут блоки, то кратковременная память берет 7—10 блоков по 10 слов (т.е. 70—100 слов).
2.1 Ассоциации.
Человеческая память работает по принципу ассоциаций. Ассоциация — это временная связь между образами, понятиями и событиями. Существует множество ассоциаций. Их можно классифицировать по органам чувств: зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные. Можно выделить ассоциации по сходству / различию, по сложности (нахождению рядом), по причинно-следственной зависимости. Например, пародисты подражают голосам Ельцина, Горбачева (ассоциации по сходству голоса). Если появляются тучи, то по ассоциации может вызываться дождь (причинно- следственная связь). Киркоров — Пугачева — ассоциация по смежности. При этом различают внешнее и внутреннее связывания.
2.3 Внешнее связывание.
Внешнее связывание возникает в памяти тогда, когда какое- то слово, образ или событие, уже имеющееся в вашей долговременной памяти, связывается с новой запоминаемой информацией. Например, вы знакомитесь с каким-то человеком, который похож на вашего брата и которого зовут так же, как брата. Вы легко запомните имя этого человека. Образ брата — это старая информация в вашей памяти. Имя и внешность человека, которого вы встречаете впервые — это новая информация. Благодаря внешнему связыванию вы легко запоминаете имя нового человека.
Внешнее связывание — это условный рефлекс. Всем известны опыты И. Павлова с собаками. Лампочка загорается — будет пища, идет слюна. Лампочка загорается — выделяется слюна, даже если пищи и нет. Старая информация — это ассоциативная опора памяти. В данной книге вам предлагается заучить два вида опоры: ассоциативный ряд слов и смысловую макроструктуру классификации слов минимума.
Ассоциативный ряд слов (см. п. 2.4) является нумерованными крючками, на которые развешивается новая информация, а смысловая макроструктура (см. часть II данной книги) служит полками для размещения новой информации, к которой вы получаете доступ по названиям полок.
2.4 Внутреннее связывание.
Между элементами новой информации могут устанавливаться связи. При этом единицы информации, например слова, образуют блоки. Связи между единицами информации в блоке называются внутренними (в отличие от внешней связи, которая образуется между старой информацией — опорой и новой информацией). В данной книге новая информация (слова) объединяются с помощью внутренней связи в блоки двух видов: фонематические блоки, описанные в пункте 1.2, и смысловые блоки, описанные в части II данной книги.
Фонематические блоки связаны между собой внутренней связью по созвучию, определенному алгоритмом.
Смысловые блоки включают слова, связанные между собой по смыслу. Так, блоки «мебель»: «стол, стул, кровать, шкаф» и «учебные операции»: «учить, объяснять, понимать, запоминать, знать, помнить» являются примерами внутренней смысловой связи.
По виду внутренней связи между словами в блоках образуются два вида словарей: фонематический (пункт 1.5) и тематический со смысловой классификацией (часть II данной книги).
3 Ассоциативный ряд слов — гарантированный доступ к информации в памяти.
3.1 Ассоциативный ряд как опора для внешнего связывания.
В п.3.2. приводится ряд слов, которые будут использоваться вами для безошибочного и быстрого доступа к информации, которую вы свяжете внешней связью со словами кода. Слова, приводимые в ассоциативном ряду, обладают большими ассоциативными возможностями. В то же время этот ряд — не произвольно взятые слова. Имеется закономерность отбора этих слов, которая раскрывается в п.3.3.
3.2 Перечень слов ассоциативного ряда.
1. | улей | 35. | топь | 68. | швея |
2. | йод | 36. | тушь | 69. | шар |
3. | уют | 37. | утес | 70. | сани |
4. | чай | 38. | ТВ | 71. | сало |
5. | опий | 39. | тир | 72. | сени (сад) |
6. | шея | 40. | чан | 73. | сито |
7. | ус | 41. | чело | 74. | сыч |
8. | ява | 42. | чад | 75. | суп |
9. | рей | 43. | Чита | 76. | суша |
10. | луна | 44. | чача | 77. | Иисус |
11. | аллея | 45. | Чапай | 78. | свая |
12. | лед | 46. | чешуя | 79. | сыр |
13. | латы | 47. | часы | 80. | вино |
14. | луч | 48. | чувал | 81. | вилы |
15. | лупа | 49. | чирей | 82. | овод |
16. | леший | 50. | пень | 83. | вата |
17. | лес | 51. | пуля | 84. | ВИЧ (СПИД) |
18. | лев | 52. | пуд | 85. | выпь (птица) |
19. | ларь | 53. | пята | 86. | вошь |
20. | дыня | 54. | печь | 87. | весы |
21. | дуло | 55. | поп | 88. | вава |
22. | удод | 56. | паша (турецкий) | 89. | веер |
23. | дот | 57. | пес | 90. | руно |
24. | дача | 58. | пиво | 91. | орел |
25. | депо | 59. | перо | 92. | радио |
26. | душ | 60. | шина | 93. | рот |
27. | досье | 61. | шило | 94. | ручей |
28. | удав | 62. | шадэ (сумка кен- гуру) | 95. | репей |
29. | ядро | 96. | ерш | ||
30. | тина | 63. | шут | 97. | ряса |
31. | тюль | 64. | ишачка | 98. | ров |
32. | этюд | 65. | шип | 99. | Арарат |
33. | ТТ | 66. | шиш | 100. | Ленин |
34. | туча | 67. | шоссе |
3.3 Как составлен ассоциативный ряд слов?
Ассоциативный ряд из ста (100) приведенных слов составлен с использованием буквенно-цифрового кода:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 |
л | д | т | ч | п | ш | с | в | Р | н |
Первая буква в названии цифры берется как эквивалент этой цифры: 2 — д, 3 — т, 4 — ч и т.д. Исключением являются 1 и 9. Для цифры 9 мы берем букву «Р», которая является зеркальным отражением девятки, поскольку «д» мы уже использовали для обозначения двойки (2), а для цифры 1 мы тоже берем графический эквивалент (в латинском алфавите L печатается как единица, а в русском языке мы можем получить единицу из печатной л, убрав одну сторону).
Итак, в основу буквенно-цифрового кода положен принцип использования звучания первых букв в названии цифры (за исключением 1 и 9, буквенные соответствия для которых выбраны по графическим ассоциациям).
Первым этапом при преобразовании числа в слово ассоциативного ряда является выражение числа соответствующими согласными. Если число двузначное, то согласных тоже два.
1 —л | 26 — дш |
2—д | 31 — тл |
3 —т | 43 — чт |
12 — лд | 55 — пп |
13 — лт | 66 — шш |
14 — лч | 96 — рш |
На втором этапе на основе полученных согласных выбираются слова русского языка, содержащие соответствующие согласные. Приведенный в пункте 3.2 ассоциативный ряд и содержит эти слова. Гласные во внимание не принимаются. По слову вы легко можете определить его номер в ряду благодаря буквенно-циф- ровому коду. Например, шиш (66), тюль (31).
3.4 Зачем осуществляется преобразование числа в слово?
Изобретение исчисления было гениальным открытием человечества. Помимо выражения количества цифровой ряд жестко закрепляет за предметом или единицей информации их место в массиве предметов или данных.
Однако присвоение порядкового номера определяет лишь место предмета или слова в ряду, ничего не говоря о самом предмете и его свойствах. Слово же дает название предмету, слово вызывает в сознании образ или понятие. К слову можно присоединить другие слова, осуществляя внешнее или внутреннее связывание (пункты 2.3-2.4).
Ассоциативный ряд слов объединяет в себе преимущества цифр (жесткое определение положения в ряду) и самих слов (возможность образования ассоциаций). Слова, выбранные для приведенного ассоциативного ряда, очень богаты ассоциативными возможностями. Например, улей — это домик, это трудолюбие (как у пчелки), это множество (рой), это сладость (мёд). Ассоциативный ряд слов будет представлять собой жестко упорядоченный ряд образов в вашей памяти, после того как Вы выучите его.
Вы развешиваете сто новых слов, как на крючки, на заученные наизусть слова ассоциативного ряда и можете их воспроизвести подряд или вразбивку. Вы проводите опрос своей памяти в порядке возрастания номеров от 1 до 100, преобразуя число в слово и вспоминая по ассоциации с ним новое слово. Вы можете проводить выборочный опрос, т.е. брать любой номер. И в этом случае механизм доступа к новому слову в памяти основан на преобразовании номера в слово ассоциативного ряда с последующим восстановлением по ассоциации нового слова. Ячейки вашей памяти как будто получают номера. Благодаря ассоциативному ряду слов вы обеспечиваете произвольный доступ к этой ячейке и производите ее опрос.
3.5 Тест, подтверждающий преимущества использования ассоциативного ряда.
Попробуйте запомнить 20 следующих слов:
1. | мед | 11. | парк |
2. | рана | 12. | коньки |
3. | тишина | 13. | рыцарь |
4. | сахар | 14. | темнота |
5. | шприц | 15. | микроскоп |
6. | галстук | 16. | ведьма |
7. | борода | 17. | поле |
8. | колесо | 18. | тигр |
9. | флаг | 19. | магазин |
10. | звезда | 20. | арбуз |
Попробуйте воспроизвести все двадцать слов по их номерам. Попробуйте закрыть слова и назвать их по номерам (выборочно). Запомните полученный вами результат. А теперь повторим тот же тест, но с использованием ассоциативного ряда:
таб № 20230417_1422
1. | улей | мед | 11. | аллея | парк | |
2. | йод | рана | 12. | лёд | коньки | |
3. | уют | тишина | 13. | латы | рыцарь | |
4. | чай | сахар | 14. | луч | темнота | |
5. | опий | шприц | 15. | лупа | микроскоп | |
6. | шея | галстук | 16. | леший | ведьма | |
7. | ус | борода | 17. | лес | поле | |
8. | Ява (мотоцикл) | колесо | 18. | лев | тигр | |
9. | рей (на мачте) | флаг | 19. | ларь | магазин | |
10. | луна | звезда | 20. | дыня | арбуз |
Закройте слова, стоящие последними (новые слова). Назовите их с опорой на слова ассоциативного ряда. Попробуйте назвать их вразбивку. Я уверен, вы воспроизведете их все.
3.6 Вы учите ассоциативный ряд слов.
Заучивайте по 10—20 слов вдень. Постоянно повторяйте уже заученные слова. Через две недели вы уже будете знать его бегло. В качестве критерия можете руководствоваться временем: 3—5 минут на весь ряд.
3.7 И спользование ассоциативногоряда слов для воспроизведения ассоциативных блоков.
А теперь объединим два маленьких чуда: ассоциативный ряд слов и ряд фонематических блоков в одно большое чудо.
Чудо заключается в том, что вы можете с помощью ассоциативного ряда слов воспроизводить ряды фонематических блоков наизусть. Не случайно, что ряд фонематических блоков содержит
100 таких блоков. На самом деле в ряду приведены не все возможные фонематические блоки. Заучивание блоков рекомендуется проводить по следующей методике:
- Выберите из фонематического блока ключевое слово, которое вы будете связывать со словом ассоциативного ряда и по которому с помощью алгоритма вы можете воспроизвести весь фонематический блок. Например, из первого блока первого ряда (пункт 1.5.1) вы можете взять слово das Mahl, чтобы соединить его ассоциацией с ульем (1). Ассоциация подкрепляется реальной картиной: во время пира подается мед, который течет по усам. К слову «йод» вы можете взять der Ball — мяч. Во время игры в мяч вы поранились и обрабатываете рану йодом. К слову «уют» вы можете присоединить die Halle — зал из третьего блока. Ассоциация получается такая: зал уютный. И так до конца ассоциативного ряда.
Параллельно ведется заучивание фонематических блоков:
- Научитесь читать слова, входящие в фонематический блок.
- Научитесь переводить слова, входящие в блок, с немецкого языка на русский.
- Научитесь переводить слова, входящие в блок, с русского языка на немецкий язык.
- Воспроизведите блок по ключевому слову, взятому для соединения с ассоциативным рядом слов, и по алгоритму блока.
Из русских слов, являющихся переводом немецких слов блока, может образоваться маленькая ситуация (видеоклип).
Например: во время пира в зале подавали угрей, а какой-то лысый пытался украсть какое-то их число, ему пригрозили колом, и он побледнел.
Хорошая память — это умение образовывать ассоциации между любыми словами. Заучивая слова в блоках и образуя единый микротекст из его слов, вы обогащаете свой словарный запас на немецком языке и развиваете свою память.
При многократном повторении слов блока вы добьетесь того, что любое слово из этого блока будет вызывать по звуковой и смысловой ассоциациям все остальные слова. С другой стороны, блоки помогают вам определить / вспомнить значение любого из слов, входящих в этот блок.
При многократном повторении слов в одном и том же порядке они переходят в долговременную память.
У нас имеется три ряда фонематических блоков (пункты — 1.5.3), один ассоциативный ряд, поэтому на каждое слово ассоциативного ряда прикрепляется по три ключевых слова, по одному из каждого ряда фонематических блоков. Но слово ассоциативного ряда легко удерживает все три слова.
Выучив ассоциативный ряд слов (за 10 дней) и заучивая по 5—6 фонематических блоков в день, связывая их со словами ассоциативного ряда, вы за 20 дней можете без труда выучить 500— 600 слов (100 блоков) и постоянно воспроизводить их наизусть, переводя их, таким образом, в долговременную память. Знание фонематических блоков слов поможет вам повысить способность восприятия немецкой речи на слух. У вас будут возникать звуковые ассоциации между немецкими словами.
Но самое главное — вы легко выучите 2000 слов немецкого языка (содержащихся в трех фонематических рядах блоков) и будете их помнить долго.
Фонематические блоки будут использоваться вашей памятью для опознания немецких слов, когда вы будете слушать немецкую речь или читать текст на немецком языке.
Когда же вы будете выражать свои мысли на немецком языке и искать в своей памяти слова немецкого языка, вам поможет классификация, в которой слова объединяются в блоки по смыслу.
Эта классификация и методика изучения слов с ее использованием описаны в части II данной книги.